Новости

Энергоэффективное освещение, велодорожка. Как Полоцк реализует проекты, которые станут примерами для всей Беларуси

Энергоэффективное освещение, велодорожка. Как Полоцк реализует проекты, которые станут примерами для всей Беларуси

Добавлено: 27 марта 2017 в 13:03
1 315 просмотров

Во время пресс-конференции заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко и директор фонда “Интеракция” Иван Щедренок ответили на вопросы журналистов и горожан о проектах международной технической помощи, которые они реализуют в Полоцке.

Проект “ГорСвет” по модернизации уличного освещения в Полоцке вступает в стадию фактической реализации. Завершается проект по мобильности, благодаря которому в городе появилась велодорожка. Где Полоцк взял финансы на уникальные для Беларуси инициативы? Можно ли за эти средства решать текущие городские проблемы? Как в переменах участвуют жители Полоцка?

“Не за счет средств бюджета”

“ГорСвет” - проект по энергоэффективной модернизации уличного освещения. 1280 энергоэффективных светильников полностью заменят городское освещение на 16 улицах Полоцка. Улучшится декоративное освещение города: в вечернее время около полусотни зданий и памятников будут подсвечивать светодиодные лампы. В городе заменят сети и установят систему автоматического управления освещением.

Проект еще не реализован, но положительный эффект уже видят сегодня: специалисты в области энергетики, ЖКХ провели скрупулезную и доскональную ревизию всего городского хозяйства, о чем рассказал заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко.

- 430 км улиц, 5 тысяч светильников. Мы обследовали весь город, и на сегодня знаем, что происходит во всех микрорайонах, - отметил Сергей Лейченко. - Завершаются проектные работы. Далее проект пройдет экспертизу, объявят тендеры на закупку оборудования.

Полоцкий райисполком совместно с Местным фондом содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция» реализует в городе проекты с 2008 года. “ГорСвет” - один из проектов международной технической помощи.

- Начинали в области туризма с проектов “Белла Двина” и “Белла Двина 2”: каждый видит результаты этой работы в виде информационно-туристического центра, туристических указателей, - рассказал директор фонда “ Интеракция” Иван Щедренок. - Затем был реализован проект по присоединению Полоцка к Соглашению мэров. Полоцк стал первым белорусским городом, который разработал для себя План устойчивой городской мобильности. А появление велодорожки стало большим достижением не только для города, но и для всей республики: это первая в Беларуси велодорожка вдоль проезжей части.

- Основная наша задача и цель - внедрять современные подходы в области городского развития и делать это не за счет средств бюджета города, а привлекая средства международной технической помощи, - отметил директор фонда “Интеракция”.

На конкретные мероприятия

И “ГорСвет”, и проект по мобильности реализуется при финансовой поддержке Европейского союза. В райисполкоме развеивают сомнения горожан: бюджетные средства не тратят.

- Это деньги грантовых фондов, которые мы дополнительно привлекли на развитие Полоцка. Все мероприятия выполняются за деньги Евросоюза, - подчеркнул Сергей Лейченко. - Деньги целевые, мы берем на себя обязательства потратить их на конкретные мероприятия. Поэтому средства для модернизации уличного освещения невозможно, например, потратить на укладку асфальта. Зато такие проекты помогают сэкономить бюджетные деньги в дальнейшем. Например, после замены светильников на энергоэффективные Полоцк сможет экономить на электроэнергии.

- По нашим расчетам срок окупаемости проекта “ГорСвет” три года, - отметил Сергей Лейченко. - Экономия в год будет составлять до 60%. Эти деньги можно будет потратить либо на дальнейшее развитие энергосистемы, либо на другие мероприятия.

“Мы пример для всех”

“ГорСвет” в Полоцке является демонстрационным проектом. Это значит, что город должен показать новый эффект или новый подход, который в других городах Беларуси не применялся.

- В Полоцке реализуется комплексный подход по модернизации городского освещения: проведен энергоаудит, исследовано состояние городского хозяйства, будет проведена модернизация первых 16 улиц, внедрена умная система управлением уличным освещением, - рассказал директор “Интеракции”. - Другие города будут учиться у Полоцка, каким образом модернизировать систему уличного освещения у себя. Специалисты из Полоцка смогут поделиться со своими коллегами компетенциями.

- Людской опыт - это самое ценное. Это новые компетенции наших специалистов и служб, которые учатся, - подчеркнул заместитель председателя Полоцкого райисполкома. - Мы являемся примером для всех.

Полоцк - инноватор не только в сфере энергосбережения и по работе с уличным освещением, но и по тематике Соглашения мэров по климату и энергии. В 2011 году Полоцк первым в Беларуси присоединился к Соглашению мэров - глобальной инициативе по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к изменениям климата. Город взял на себя обязательства сократить выбросы СО2 до 2020 года на 20%.

- С этими показателями мы справляемся, - рассказывает Сергей Лейченко. - У нас уже зафиксировано снижение на 8,6%, к 2020 году снизим выбросы на 20%. Мы рассматриваем продолжение Соглашения мэров до 2030 года. Экологическая нагрузка на Полоцк огромная, кому, если не нам бороться за экологию?

“Действовали по их указаниям”. Как участвуют горожане?

В проектах участвуют и горожане. Для проекта по городской мобильности впервые создали общественную рабочую группу, в которую вошли все желающие.

- Среди них и велосипедисты, и собственники веломагазинов. Они повлияли не только на то, каким образом будет распланирована велосипедная дорожка, но и на содержание Плана мобильности и разработку рекомендаций по улучшении мобильности городов Беларуси, которые будут представлены 24 марта на конференции в Минске, - рассказал Иван Щедренок.

В 2016 году в городе проходил студенческий архитектурный форум «Арх.Про.Свет». Студенты предлагали концепции, каким они видят уличное освещение. Самые удачные предложения вошли в требования к проектно-сметной документации.

- Было приятно работать по велодорожке с велосипедистами. Молодые люди проехались по маршруту велодорожки, привезли фотографии, и мы действовали по их указаниям. Восстановили асфальт, понизили бордюры, так что теперь и мамам с колясками удобно проехать, - отметил Сергей Лейченко.

В городе не раз проводили опросы общественного мнения - анкетирования, онлайн-опросы. При разработке проектно-сметной документации по “ГорСвету” эту информацию учли. Кроме того, обсуждать проект по модернизации уличного освещения полочане могут в группе “Энергичный Полоцк” в социальной сети ВКонтакте. В группе можно оставить свои предложения для Стратегии уличного освещения Полоцка до 2030 года.

- Нам написали: темно во дворах в районе улицы Мариненко, - рассказал зампредседателя Полоцкого райисполкома. - Мы осветим территорию между школами. Закупим автономные светильники, которые работают на солнечных батареях.

Велосипедистов становится все больше

В райисполкоме говорят, что идею экологичного передвижения по городу - на велосипеде - жители Полоцка подхватили. Велосипедистов в городе становится всё больше. Предприятия Полоцка начали ставить на своих территориях велопарковки: например, в прошлом году велопарковку открыло ОАО "Полоцк-Стекловолокно". Появляется возможность припарковаться у большего числа магазинов. А в рамках реализации проекта по мобильности в городе установят еще 10 велопарковок.

- В рамках проекта по городской мобильности разработана комплексная схема велосипедного движения, - отметил директор фонда “Интеракция” - Система велосипедных дорожек по городу будет расширяться. Разметка будет появляться и на других улицах Полоцка.

В то же время некоторые автомобилисты нарушают правила дорожного движения, заезжая на велодорожку. В ближайшее время вернут полусферы, которые убирали на зиму. А нарушителей будут наказывать рублем, отметили в райисполкоме.

В фонде “Интеракция” считают, что воспитывать нужно не только кнутом:

- Для жителей города мы проводим информационные и образовательные мероприятия. Полоцк является участником CIVITAS и каждый год проводит у себя Неделю мобильности. Самая приятная аудитория, которая может повлиять на своих родителей-автомобилистов, - дети. Каждый год проходит акция Zoom (“Дети в движении”), во время которой школьники едут на велосипедах в школу или идут пешком, а потом объясняют своим родителям, почему тем стоит последовать их примеру.


Оставить комментарий:

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Мы в социальных сетях

Разработка дизайна Narisuemvse.by, разработка сайта 0214.BY