Обряды, традиции, обычаи являются отличительной чертой каждого народа, неотъемлемой составной частью его духовной культуры. Именно они отражают народную душу, украшают жизнь, придают неповторимость, укрепляют связь поколений. А исторические обычаи белорусов, бесспорно, уникальны.
Рождение ребенка – огромная радость в жизни каждого родителя. Обряд крещения детей – это особое таинство, к которому нужно готовиться определенным образом, важное для семьи событие. Считается, что во время крещения происходит смерть человека для его греховной жизни и возрождение для жизни вечной, чистой. И в Полоцком районе помнят народные традиции, возрождают народный обряд крещения ребенка.
12 марта 2016 г. в 10.00 в д. Азино Полоцкого района в семье Елены и Александры Флажковых проведут народный обряд семейно-бытового календаря «Отцы и дети» – «Мы Хрэсьбінкі ды гуляць будзем», насыщенный множеством народных правил и суеверий.
Обряд характерен для данной местности – территории Азинского сельсовета, воссоздан благодаря воспоминаниям старожилов и народным песням работниками Азинского сельского Дома культуры.
Перед крещением в костеле кумовья приедут в семью восьмимесячной крестницы Софьи. Главным действующим лицом народного обряда станет бабушка девочки, которая должна вынести ее к кумовьям и сказать: «Бярыце народжанае, а прынясіце нам хрышчонае». По народным правилам будущие крестный отец и мать должны три раза обойти вокруг стола по солнцу, взять глину и соль, завязать в узелок и положить около ребенка, по дороге в костел на перекрестке дорог – обязательно выбросить, чтобы оградить Софью от сглаза.
Правила обряда для современных людей покажутся необычными. Вот несколько примеров:
- перед уходом в костел все должны присесть на скамейку, при этом наблюдать, чтобы никто не садился напротив двери, а хозяюшка – закрыть печь заслонкою и приставить к ней кочергу, чтобы была удачная поездка;
- у порога в доме нужно положить лен и иглу, чтобы девочка выросла и была хорошей хозяюшкой, а кумовья – должны трижды поднять ребенка над порогом, а потом переступить и вынести его из дому;
- по дороге в костел кумовьям запрещается разговаривать между собой, чтобы ребенок не был кричащим;
- крестные родители должны переступить порог дома и быстро назвать имя ребенка, которое ему дали при крещении, чтобы ребенок начал вовремя быстро и четко говорить.
Согласно поверью, в былые времена, когда кумовья отправлялись в костел, хозяин приглашал родственников и соседей на предстоящее торжество. На стол в основном подавались мучные изделия (блины, пирог из пшеничной муки, различные хлебцы, лепешки, хворост, пирожки). Некоторые гости приносили лепешки в платочке. И в этот день под народную музыку, песни и танцы в Азино вспомнят старые обычаи, отведают особенный напиток – сбитень (смесь водки, соли, меда, хрена), бабушкиной каши за деньги и пожелания, чтобы «Софьюшка великою росла, счастливою была, чтобы на ее долю послал Бог всего вволю!».
Вокруг каши обычно разворачивается целый спектакль, шуточные игры. Из платка делается кармашек, в который «покупатели» кладут деньги. Бабушка первой снимает пробу каши, кладет деньги и говорит пожелания. Собранные деньги она отдает родителям для воспитания ребенка.
Интересным обычаем народных крестин является выкуп кумовских наметок (старинный традиционный женский головной убор восточных славян), покрывают их плечи. Гости стараются наметки украсть, пускаются на различные уловки. Если же наметку удается украсть, то устраиваются настоящие торги. Процедура с наметками добавляет гостям много веселья и продолжается она до конца крестин.
В субботний день гостям семьи Флажковых предстоит по народным традициям повозить на корыте бабушку, украшенную разноцветными лентами с хлыстом в руке.
В конце мероприятия участники обряда выйдут на улицу, будут петь, кричать, хлопать в ладоши, стучать палками или качалками в пустые ведра и т. п., чтобы поделится радостью крещения девочки.
Азинский обряд семейно-бытового календаря «Отцы и дети» – «Мы Хрэсьбінкі ды гуляць будзем» направлен на приобщение к народной культуре, сохранение человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплочённости.
Как отмечает директор Азинского сельского Дома культуры Оксана Волынко, инициатор воссоздания обряда крещения: «Хочется выразить благодарность нашей 80-летней Валентине Кохан. Она помнит народные песни, которые пели на крещение детей прабабушки, бабушки, мама... Мы должны бережно хранить белорусские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений».
Полоцкий район – не только культурная столица Беларуси, но и кладезь народных традиций, обычаев, обрядов…
Кстати, недавно коллегия Министерства культуры Республики Беларусь присудила звание «народный» школьному музею календарно-обрядовых традиций белорусов Полотовской детский сад-средней школе Полоцкого района, который уже многие годы служит делу возрождения и сохранения народных традиций.
Мы в социальных сетях