В середине октября «Нафтан» приступил к выпуску дизельного топлива (ДТ) для зимнего климата.
Морозы приходят в нашу страну раньше, чем наступает календарная зима. Непредсказуемую пору года недолюбливают владельцы дизельных автомобилей. «Нафтан» гарантирует высокое качество топлива, в том числе — зимних сортов. О проблемах, которые могут возникнуть вопреки этому, «Вестнику Нафтана» рассказал заместитель главного технолога ОАО «Нафтан» Денис Шумилкин.
— Денис Николаевич, как «Нафтан» готовится к зиме?
— В соответствии с действующим в Республике Беларусь стандартом СТБ 1658-2012 рекомендуется выпускать летнее дизельное топливо с 1 мая по 30 сентября, а зимнее — с 1 ноября по 31 марта. Фактически, переход на зимнее ДТ в нашей стране осуществляется по распоряжению концерна «Белнефтехим» в зависимости от текущих погодных условий и их прогноза. Технически происходит это так. На оба НПЗ (ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ») концерн направляет письма, в которых указывается, с какой даты заводам следует приступить к выработке зимнего дизельного топлива. А ПО «Белоруснефть» сообщается, с какого числа следует обеспечить на своих АЗС наличие только зимнего ДТ.
В текущем году было предписано обоим нефтеперерабатывающим заводам обеспечить переход на выпуск зимнего дизельного топлива с 15 октября, а ПО «Белоруснефть» — обеспечить реализацию на АЗС только зимнего ДТ не позднее 1 ноября. Две недели, с 15 октября по 1 ноября, отводятся на реализацию остатков летнего ДТ и подготовку резервуарных парков на НПЗ, нефтебазах и АЗС.
В ОАО «Нафтан» выработка зимнего дизельного топлива начинается даже раньше установленных сроков. Так, в текущем году первый паспорт качества на резервуар зимнего ДТ был выдан лабораторией 14 октября. Связано это, в первую очередь, с необходимостью освобождения резервуарных парков от летнего топлива и его отгрузками на экспорт.
— Какое зимнее дизельное топливо выпускает ОАО «Нафтан»?
,i>— Оба НПЗ в Республике Беларусь для внутреннего рынка выпускают два вида зимнего дизельного топлива: ДТ-З-К5 сорт F и ДТ-З-К5 класс 2 (так называемая «Арктика»).
В соответствии со стандартом СТБ 1658-2012 предельная температура фильтруемости (ПТФ) дизельного топлива сорта F должна быть не выше минус 20 °С. А для дизельного топлива класса 2, так называемой «Арктики», ПТФ не должна превышать минус 32 °С. Также для «Арктики» нормируется такой показатель, как «температура помутнения», которая не должна быть выше минус 22 °С.
Для сравнения, в летнем дизельном топливе ДТ-Л-К5 сорт С ПТФ допускается не выше минус 5 °С. Исходя из этого, автолюбителям должна быть понятна важность своевременного перехода на зимнее топливо.
— Как меняется технология производства при переходе на выпуск зимнего дизельного топлива?
— Переход на выпуск зимних видов дизельного топлива связан в основном с изменением технологической схемы (перераспределением потоков). Меняются режимы работы технологических установок (изменяется фракционный состав). В зимние сорта добавляется депрессорно-диспергирующая присадка.
Изменение фракционного состава дизельного топлива, а именно снижение конца его кипения, удаляет из топлива часть парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания. В комплексе с добавлением депрессорно-диспергирующей присадки это позволяет обеспечить необходимые низкотемпературные свойства зимнего ДТ, а именно — снизить его предельную температуру фильтруемости.
— В каких объемах «Нафтан» выпускает зимнее дизельное топливо?
— Если проанализировать данные за прошлый сезон, то за пять месяцев предприятие выпустило около 1,5 млн тонн ДТ сорта F.?Здесь следует иметь в виду, что этот объем идет не только на отечественный рынок, но и реализуется на экспорт.
— Известный белорусский интернет-ресурс провел независимую экспертизу сортов зимнего ДТ с белорусских АЗС в Российском Государственном Университете нефти и газа имени И.М. Губкина. Результаты оказались неожиданными и еще больше запутали участников эксперимента. Так, топливо с ПТФ минус 20 °С (сорт F) имело хороший запас по этому показателю, не застывало даже при минус 25 °С. Почему же многие наши дизельные авто зимой так плохо заводятся?
— Зимнее дизельное топливо ОАО «Нафтан» имеет определенный запас по низкотемпературным свойствам по сравнению с требованиями СТБ. Фактический ПТФ дизельного топлива сорта F, выпущенного ОАО «Нафтан», может составлять и минус 25 °С при норме по СТБ минус 20 °С. Делается это намеренно, во избежание претензий к качеству со стороны потребителей. Все дело в том, что есть такое понятие как «воспроизводимость» методики испытаний. То есть разные лаборанты на однотипном оборудовании в разных лабораториях дадут результаты, отличающиеся на определенную величину. Эта разница и есть «воспроизводимость». Чтобы к продукции ОАО «Нафтан» не возникало претензий, мы стараемся держать некоторый запас. К тому же, резко ухудшаются свойства по ПТФ при попадании в дизельное топливо воды при его транспортировке и хранении. К слову, именно поэтому рекомендуется зимой ездить с полным баком.
— А можно ли смешивать летнее и зимнее ДТ?
— Смешивать зимние сорта дизельного топлива с летними, конечно же, можно. Вопрос только в том, что получится в результате. В любом случае, низкотемпературные свойства такой смеси ухудшатся за счет летнего «компонента».
— Чтобы облегчить работу своего двигателя в зимних условиях автовладельцы прибегают к помощи присадок. Нафтановскому топливу они нужны?
— В дизельном топливе, выпускаемом ОАО «Нафтан», уже содержится достаточное количество присадок, необходимых для обеспечения его эксплуатационных свойств. Так, для обеспечения низкотемпературных свойств, помимо смазывающей присадки, в зимнее дизельное топливо добавляется депрессорно-диспергирующая присадка.
Ежегодно ОАО «Нафтан» закупает пакеты присадок к ДТ на конкурсной основе. Главное требование конкурсов — наличие присадки в «Списке безопасности», который формируется немецким подразделением компании British Petroleum — Deutsche BP AG Global Fuels Technology. Все присадки из данного списка прошли проверку на предмет отсутствия нежелательных побочных эффектов и совместимости с другими функциональными присадками ведущих фирм-производителей. Они соответствуют критериям безопасности, перечисленным в Протоколе 531 Германского общества по исследованию нефти, газа и угля (DGMK). Это обязательное требование для поставки дизельного топлива с присадками на рынки Германии и Австрии. К слову, данным списком безопасности пользуется и Мозырский НПЗ при закупке присадок к ДТ. Таким образом, топливо, выпускаемое нашими заводами, полностью совместимо, чего нельзя с полной уверенностью утверждать о предлагаемых в розничной торговле присадках.
— Так почему же дизелисты так не любят зиму? Что вы как инженертехнолог посоветуете владельцам дизельных авто?
— Я не вправе отговаривать автомобилистов от использования каких-либо присадок, так как они рискуют собственным транспортным средством. Могу только посоветовать владельцам дизельных автомобилей заправляться исключительно на АЗС. А также заранее подготовиться к зимнему сезону: заменить топливный фильтр, выбрать моторное масло с меньшей вязкостью, разумеется, в пределах допуска производителя авто, проверить свечи накала и состояние аккумуляторной батареи. И, конечно, если наступят сильные морозы, я бы посоветовал дизелистам не экономить и покупать «Арктику».
Справка
Предельная температура фильтруемости (ПТФ) дизельного топлива, говоря простым языком, это температура, при которой в топливе твердых парафинов образуется столько, что стандартный фильтр в лабораторных условиях ими просто забивается, и движение топлива прекращается. Диаметр ячейки такого фильтра — 40 мкм (1 мкм = 0,0001 см).
«Температура помутнения» — это температура, при которой парафины, содержащиеся в дизельном топливе, начинают кристаллизоваться. Топливо как бы мутнеет. При этом фильтр еще пропускает мелкие застывшие парафины, и движение топлива не прекращается.
Мы в социальных сетях