Новополочанка Наталья Гайдаржи создала производство одежды изо льна в Полоцке и одевает российских знаменитостей.
Наталья Гайдаржи занимается производством льняной одежды — от платьев до обуви — с применением вышивки ручной работы. Основной вдохновитель и клиент, муза дизайнера — дама пышных форм, красоту и женственность которой она постоянно подчеркивает. Запустив дело в Беларуси, она продает высококачественную одежду в Москве, заполучив таких клиентов, как актер Станислав Говорухин, писательница Наталья Толстая, художник Никас Сафронов.
«Я все создаю, как для себя»
Восемь лет назад на одной из витрин магазина Наталья увидела красивое платье. Женщина уже собиралась купить его, но оказалось, что нет товара ее нестандартного размера и роста.
Наталья обратилась к швее. Спустя несколько дней она в новом платье собирала комплименты и восхищенные взгляды мужчин и женщин. Тогда к ней и пришла идея создания дизайн-студии: «Почему бы не шить партии подобного товара?» «Ваш лён».
Наверное, сыграли роль то ли гены, то ли воспитание. Мама Натальи, товаровед в ресторане, в свободное время обшивала всю семью, да так ловко, что отдельные модели одежды продавались. В семье копейка лишней не бывает, поэтому каждые выходные предприимчивые родители Натальи ездили торговать в приграничные города.
Воплощать идею Наталья отправилась на швейную фабрику. Нашла рукастых швей и заказала небольшую партию платьев. Первый десяток мастера сделали 44-го размера, потом 46-го. Стало ясно, что это такой бизнес был обречен на провал: рынку нужен товар, отличный от других, с конкретной, своей целевой аудиторией. Поэтому клиент в виде девушек с модельными параметрами, на которых работают практически все модельеры, Наталье был не интересен. Она решила работать для дам размера «плюс», свыше 50-го, которых производители одежды частенько обижают, предлагая бесформенные «мешки». По словам Натальи, эта ниша до сих пор не заполнена до конца и ждет талантливых людей, способных сделать полных женщин красивыми.
Я все создаю, как для себя, чтобы чувствовать себя в одежде привлекательной, где бы я ни находилась. И пока дизайнеры наших предприятий не научатся шить для себя, ничего продаваться не будет.
Выходить на рынок нужно было с уникальным товаром. Наталья всегда любила натуральность и поэтому остановилась на белорусском льне. Акцент — вышивка ручной работы, оборудование — любимая швейная машинка. С богатым швейным опытом Натальи начинать было не страшно. Еще в детстве она, постигнув азы конструирования и пошива одежды у мамы, обшивала кукол на небольшой швейной машинке красного цвета с эмблемой «40 лет Победы». Бывало, что и пальцы оказывались под иголкой, но мамино любимое платье из шифона перекраивалось за несколько минут. В седьмом классе Наталья получила замечание в дневник: «На уроке литературы рисует модели одежды».
Мне всегда хотелось творить, делать что-то необычное. И одежда мне в этом помогала: раскрыть себя как женщину, найти в себе силы заниматься предпринимательством, понять истинную природу вещей.
Проучившись в швейном училище, а после — в Витебском технологическом университете, дипломированный дизайнер-конструктор отправилась на работу на Бобруйскую фабрику. Через полгода Наталья ушла в декрет, но вместо того, чтобы спокойно наслаждаться всеми прелестями материнства, развернула активную швейную деятельность. С подругой они ездили в Вильнюс, закупали ткань, а по возвращении шили детскую одежду. Куртки от Натальи Гайдаржи, яркие, необычные, мамочки расхватывали словно горячие пирожки. Но первые попытки наладить бизнес, а с ним и мечты о своем деле, разбились с приходом на рынок китайцев. Дешевая болоневая одежда выигрывала лишь в одном, но важном аспекте — в цене. И только в третьем декретном отпуске предпринимательский пазл сложился.
Модели Натальи на фестивале семьи и ребенка «Девятый месяц», 2014 год, коллекция 2014-2015
В 2007 году Наталья стала индивидуальным предпринимателем, наняла закройщицу, художника, швею и трех вышивальщиц. Восемь лет назад законодательство разрешало ИП нанимать сотрудников. Великолепная семерка работала на дому: шила небольшую партию льняной одежды, потом везла ее в Россию и продавала. Материал Наталья закупала в магазине, и на эту статью расходов тратилась немалая сумма денег. Нужная ткань хорошего качества по приемлемой цене нашлась на оршанском льнокомбинате, с которым дизайнер сотрудничает и сегодня.
Через полгода белорусское законодательство приготовило предпринимателям сюрприз, запретив им нанимать людей, и чтобы не потерять налаженное за это время производство и клиентскую базу, Наталья принимает решение открыть фирму.
Льняной путь: Полоцк — Москва
Так в 2007 году Наталья арендовала небольшое помещение под производство на одной из полоцких швейных фабрик и основала фирму «Ваш лён». Увеличила штат сотрудников и полностью ушла в бизнес. Спустя три года начали появляться первые ростки стабильности и прибыли, которым предшествовал ежедневный каторжный труд всего коллектива. Первыми клиентами Натальи Гайдаржи стали посетители одной московской выставки. Именно на участие в различных показах и экспозициях Наталья сделала ставку с первых дней запуска бизнеса. Восхищенные новым для рынка швейно-трикотажных изделий товаром, ручной вышивкой и изысканностью льняных моделей, москвичи буквально выстраивались в очередь.
За 8 лет я ни копейки не потратила на рекламу. Все новые клиенты приходили и продолжают приходить ко мне через сарафанное радио. Это лучшая реклама, но только в том случае, если товар качественный. За эти годы мне пришлось пережить четыре кризиса, но каждый раз удавалось устоять и без потерь продолжать заниматься любимым делом. Значит, я делаю что-то правильное в своей жизни, раз остаюсь на плаву, несмотря на трудности.
Когда в 2008 году мотания туда-обратно стали отнимать слишком много времени и сил, Наталья нашла небольшое помещение в районе Черкизовского рынка в Москве и открыла магазин. По мере появления все новых именитых клиентов, «точка» с дизайнерской льняной одеждой переквалифицировалась в бутик в московском районе Китай-город. Магазин сегодня имеет площадь 50 м.кв., аренда обходится в $3000 в месяц (большинство других арендаторов, заключивших договоры не в российских рублях, как Наталья, а в иностранной валюте, платят по $6000). За эти годы коллектив производства в Полоцке вырос до 13 человек: 6 вышивальщиц, 2 закройщицы, 5 швей.
Трудностей в работе всегда хватало. Решаю их по мере поступления, тем более у меня хорошая группа поддержки — муж, три дочери и помощники. Мне всегда в жизни везло на хороших людей.
Почему лён называют «второй кожей» и зачем его носить зимой
Количество любителей льняной одежды растет, говорит Наталья. 8 лет назад ситуация была иной. Это была определенная, скромная по размеру каста людей, которые, вступив однажды на льняную дорожку, оставались верны ей долгие годы. «Вторая кожа», как часто называют льняную одежду ее приверженцы, удобна для повседневной носки и уместна на торжествах. Льняное полотно весьма крепкое и долговечное; материал экологически чистый, легкий, благоприятно воздействует на кожу человека, восстанавливает его силы, улучшает настроение.
Наталья уверена, что это материал с хорошей энергетикой и отличным качеством: ткань дает прохладу летом и согревает зимой. Поэтому дизайнер шьет не просто сарафаны или пальто, но и льняные шубы — утепляет их мехом, а с лицевой стороны украшает вышивкой ручной работы. Самое сложное здесь — переубедить людей в том, что лен носят не только летом. Пока закостенелый стереотип сломать не удается, поэтому зимой наблюдается спад в продажах.
Удивительно, но первая коллекция, которую я сделала, была зимней. Я стала первой, кто осмелился заняться производством льняной зимней одежды. Эти модели мы показали в Минске на конкурсе и стали лауреатами первой степени.
Сегодня в коллекции Натальи Гайдаржи — более 3000 наименований льняной одежды, обуви и аксессуаров разного фасона, с уникальными рисунками. Одна коллекция не демонстрируется больше двух раз. Украшением и изюминкой моделей становится вышивка ручной работы — самый трудоемкий этап производства. После нанесения рисунка на ткань вышивальщица в пяльцах, прикрепленных к каретке на вышивальной машине, медленно «прорисовывает» изображение. Самые сложные картинки требуют на вышивание целый месяц.
Коллекция «Цветы» от дизайн-студии «Ваш лён»
Средний чек одежды с вышивкой от Натальи Гайдаржи — около 100$, сложные в исполнении предметы гардероба будут стоить дороже. Модели реализуются в московском бутике и через интернет-магазин.
В числе основных покупателей есть российские звезды. С легкой руки художника Никаса Сафронова (именно он стал первым именитым клиентом Натальи) список известных людей постоянно пополняется новыми именами: Эвелина Блёданс, Наталья Толстая, Станислав Говорухин и многие другие. Здесь они получают уникальную, сшитую по индивидуальному заказу одежду. Поэтому возвращаются, как телеведущий Ваня Траоре: гардероб высокого, под 2 метра, парня экзотической внешности уже пополнили льняные костюмы с вышитой обезьянкой, черной и белой совой.
Актриса Эвелина Блёданс в одежде от Гайдаржи
Наталья Гайдаржи и постоянный покупатель ее одежды художник Никас Сафронов
Белорусский дизайнер, титулованный в России
За плечами Натальи Гайдаржи — победы в многочисленных конкурсах и показах, почетные звания и даже ордена. Большая часть профессиональных достижений и вершин новополочанки были признаны за пределами Беларуси. Член международного союза художников, обладатель ордена «Магистр красоты» за преумножение исторического, духовного и культурного наследия России, ордена Президиума России за профессионализм и деловую репутацию, медали качества «Золотой Серин» за оригинальность и творческое решение в создании коллекций... Это лишь малая часть копилки личных достижений Натальи. В 2013 и 2014 году дизайнер становилась «Предпринимателем года Москвы». Российский модельер Вячеслав Зайцев четырежды вручал Наталье золотые медали за победу в конкурсах «Плес, льняная палитра» и «Текстильный салон в Иваново». Кубок бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в области дизайнерской одежды она тоже увезла в Беларусь. Но самое главное — коллекции Натальи настолько впечатлили самого французского кутюрье Пьера Кардена, что он пригласил новополочанку на показ в свою резиденцию в Лакосте.
Сегодня я не вижу смысла участвовать в конкурсах. Имя я себе уже заработала. Доказывать что-то, завоевывать свое место под солнцем должны молодые ребята, которые только начинают свою карьеру.
Фестиваль «Творчество Без Границ», Москва, 2014 год
Выставка «ЭкоСфера на Тишинке», 2014 год
Перспективы: книга, школа и конкурсы для молодых талантов
Нынешний кризис существенно ударил по бизнесу Натальи. Пришлось снизить цены на продукцию, уменьшить расходы. Но в целом финансовые трудности никак не отразились на работе по созданию весенней и летней коллекций льняной одежды.
Хватает времени у Натальи и на семью, и на планирование будущего своего бизнеса. Обязательными пунктами в этом будущем значатся организация и проведение конкурса для молодых модельеров, написание книги по проектированию и производству льняной одежды, создание собственной школы.
«Мои советы будущим предпринимателям кому-то покажутся простыми, набившими оскомину, — говорит Наталья. — Но именно прописные истины, которые все знают, но не применяют, позволили мне стать тем, кем я сейчас являюсь. Наметьте цели, поймите, чего вы хотите достичь в своем бизнесе. Изучите рынок и конкурентов, определите, в чем вы сможете стать лучшими. И главное не теряйте уверенность в себе и желание творить, подпитывайте эти чувства, оставаясь „немного голодными“». А там, глядишь, все получится».
Мы в социальных сетях