В Беларуси запущена очередная государственная программа борьбы с алкоголизмом и пьянством, рассчитанная на 5 лет, – до 2015 года. Однако, предыдущие программы борьбы с алкоголизмом были фактически провалены: народ пьет все больше.
В 1990 году 10,1 млн. жителей советской Белоруссии приобрели в официальной торговле в пересчете на чистый алкоголь 58 млн. литров спиртных напитков. В прошлом году 9,5 млн. граждан Республики Беларусь купили в магазинах 103,1 млн. литров спиртного.
Цифры эти отчасти условные, потому что не учитывают объемов самогоноварения и изготовления суррогатного алкоголя из завозного спирта. Но в любом случае понятно, что белорусы пьют много и останавливаться не собираются. Растет также число признанных алкоголиков. При этом скрытых алкоголиков, которые пока держат себя в руках, в 4-5 раз больше, если применять оценки, используемые в мировой практике, - порядка 800 тыс., пишет
С другой стороны, сейчас по потреблению спиртного мы вышли примерно на уровень 1980 года, когда в пересчете на чистый алкоголь на каждого белоруса продавалось 10,2 литра в год. Тогда, напомним, коммунистическое правительство посчитало, что это уже слишком; дальше были антиалкогольная кампания середины 1980-х и распад СССР. Кстати, не является ли алкоголь индикатором настроений в обществе, когда невозможность реализовать себя, отсутствие внятных идей и четких перспектив приводят к тому, что люди начинают пить не только по праздникам, но и в будни?
Напиток №1
Современное белорусское государство понимает масштаб проблемы, поэтому раз в 5 лет принимает специальные программы борьбы с пьянством.
Программа 2000 года по большому счету никого ни к чему не обязывала, хотя в ней содержались любопытные инициативы: например, "рассмотреть вопрос" о финансировании пропаганды трезвости за счет половины поступлений от штрафов с самогонщиков. Но, видимо, после "рассмотрения" этим деньгам нашли лучшее применение.
Программа 2006 года носила откровенно декларативный характер, однако при этом ставила перед правительством очень амбициозные задачи: на 10 процентов снизить уровень потребления спиртного, на 2 процента в год - уровень смертности от злоупотребления им, на 2-3 процента - уровень алкоголизма и т.д. По итогам пить меньше не стали, но, надо отдать должное, снизилась смертность "по пьяни": в 2006 году она приближалась к 3 тыс. случаев, а за последние годы стабилизировалась на отметке в 2,5 тыс. Хотя это почти в 2 раза больше советских запойных показателей начала 1980-х (до Горбачёва), когда пили примерно столько же.
Одно из знаковых антиалкогольных явлений последних лет - борьба с выпуском так называемых "чернил" ("червивок", "чарли" - талантливый народ нашел десятки образных синонимов названий этого вида спиртного). В начале 2000-х производство плодово-ягодных вин достигло невиданного размаха. Например, за 2004 год в республике было произведено 264 млн. литров 2чернил", которые стали национальным напитком №1 (пива было выпущено 227 млн. литров, водки - 74 млн., виноградного вина - 25 млн.). Причем всего за 4 года выпуск смесей спирта с добавлением воды, сахара и ароматических букетов вырос в 4 раза по сравнению с 2000-м. Особенность "чернил" в том, что их пьют без закуски большим залпом. Этим достигается неподражаемый удар по мозгам и внутренним органам при значительной экономии средств.
К прошлому году правительству удалось переломить ситуацию: объемы выпуска "чарли" упали до 177 млн. литров. Отвоевала свои позиции водка (146 млн. литров), а вперед вырвалось пиво - продажи составили 342 млн. литров пенного напитка. В Беларуси начали говорить о пивном алкоголизме. Он похож на "чернильный" тем, что привыкание к пиву протекает так же стремительно. Но у него одна очень плохая черта: к пиву тянутся подростки, для которых реклама создает привлекательный образ, неразлучный с бутылкой. В то время как "червивки" - последний "салют" для спивающихся алкоголиков со стажем.
Английские учёные отдыхают
И вот новая антиалкогольная кампания. Ее программа рассчитана на 5 лет, под нее даже выделены специальные деньги - 45 млрд. рублей. Много это или мало? Если считать, что раньше программы были "бесплатными" (то есть финансировались за счет бюджета, как правило, в рамках общих расходов по здравоохранению), то это уже прогресс. С другой стороны, 15 млн. долларов в эквиваленте на 5 лет - это не так уж и густо, если учесть, что только поступления от акциза - специального налога от производства спиртного - у нас составляют порядка 350 млн. долларов в год. Но любопытно даже не это, а на что будут потрачены эти 45 млрд. антиалкогольных рублей.
Так, самая большая статья расходов - реконструкция корпусов Республиканского научно-практического центра психического здоровья. Здесь будут открыты дополнительные наркологические отделения, а все работы обойдутся в 19,5 млрд. рублей. Еще 12,7 млрд. будут потрачены на проектные, строительные и ремонтные работы в Полоцком и областных государственных наркоцентрах. Несомненно, новые и обновленные наркологические отделения нужны, но приведет ли их открытие через 5 лет к тому, что люди станут пить меньше?
Вторая по значимости статья расходов антиалкогольной кампании на ближайшую пятилетку - ее научное обеспечение. На раскрытие секретов воздействия алкоголя на белорусскую нацию планируется потратить почти 4 млрд. рублей. Самые жирные куски бюджетного финансирования достанутся смелым исследователям, которые будут проводить "Оценку ситуации с потреблением алкоголя и его вредными последствиями" (500 млн. рублей на 4 года), а также изучать "Медико-социальные последствия вредного воздействия алкоголя" (стоимость изысканий - 400 млн. рублей). Налогоплательщики с нетерпением будут ждать сенсационных открытий… Есть и другие вопиющие примеры "распила" бюджета под шумок госпрограмм. Например, свыше 322 млн. рублей должны выделить местные бюджеты для обучения участковых врачей "навыкам выявления пациентов, чрезмерно употребляющих алкоголь". Боже, неужели белорусский медик не в состоянии распознать алкоголика?..
Остальные деньги будут потрачены на укрепление материальной базы наркодиспансеров - закупку мебели и компьютеров, создание компьютерных сетей, приобретение медтехники, а также на антиалкогольную пропаганду - 0,5 млн. долларов на 4 года в масштабах всей страны. К слову, на продвижение своей продукции в докризисном 2008 году белорусские алкогольные бренды тратили в разы больше.
Если отбросить мифические антиалкогольные госпрограммы, которые никак не влияют на рост алкоголизации в Беларуси, в сухом остатке получим три серьезных мероприятия, которые были реализованы в стране в последние годы: ужесточение ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде, проведение дней трезвости в населенных пунктах, ограничение на продажу спиртного в ночное время. К сожалению, об эффективности этих мер говорить трудно, потому что соответствующей статистики в открытом доступе нет. В то же время очевидно, что наряду с воспитательной и информационной работой профилактика алкоголизма подразумевает и введение определенных ограничений. Например, почему бы не рассмотреть вопрос вывода спиртного с полок продуктовых магазинов? Водка, "чернила" - это не продукт питания, дети не должны видеть алкогольную продукцию рядом с хлебом.
Далее специалисты отмечают, что у нас очень высокая ценовая доступность алкоголя: в пересчете на чистый спирт - около 45 рублей за грамм в "червивках" и ординарной водке. Эта цена стимулирует определенные слои общества заменять пищу спиртным! Давайте подумаем о введении нижней границы стоимость бутылки и вернемся к идее, чтобы сверхдоходы казны от спиртовых акцизов шли на конкретные цели - лечение и реабилитацию алкоголиков. Не совсем понятно, почему их должны возвращать к жизни за счет общих расходов здравоохранения? Ведь они хоть и считаются больными, но усугубляют свое состояние сами. В общем, серьезных вопросов здесь масса, но пока полноценная дискуссия в обществе и экспертном сообществе будет подменяться кулуарными госпрограммами по "распилу" бюджетных средств, белорусский народ продолжит спиваться.
Реклама: Сайт об Италии, итальянцах и достопримечательностях Италии -
Мы в социальных сетях