Первые полоцкие святые

Святитель Мина, епископ Полоцкий

Первый полоцкий иерарх, о котором имеется летописное свидетельство. Дата рождения неизвестна, приблизительно - 50-60 годы XI века в Полоцке. Там прошло детство и началось духовное подвижничество добросердечного и наученного Святому Писанию юноши. Стремление к большему служению привело его в Киево-Печерский монастырь, известный в то время по всей Руси благочестием своих монахов, в этой обители он и принял постриг под именем Мины. Там же в 1105 году он был возведен в сан епископа Полоцкого. В Киево-Печерском патерике (13 век) в «Послании смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу печерскому» среди других русских епископов - воспитанников Киево-Печерского монастыря упоминается и святитель Мина:

«Не в том совершенство, брат, чтобы славили нас все, но чтобы правильно вести житие свое и чистым себя соблюсти. Поэтому-то, брат, из Печерского монастыря пречистой богоматери многие епископы поставлены были, как от Христа, бога нашего, во всю вселенную посланы были апостолы, и, как светила светлые, осветили они всю Русскую землю святым крещением. Первый из них - Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные,- это третий гражданин русского мира с теми двумя варягами увенченный от Христа, ради которого пострадал. Про Илариона же, митрополита, ты и сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен был и святительства сподобился. Потом были епископами: Николай и Ефрем - в Переяславле, Исайя - в Ростове, Герман - в Новгороде, Стефан - во Владимире, Нифонт - в Новгороде, Марин - в Юрьеве, Мина - в Полоцке, Николай - в Тмуторокани, Феоктист - в Чернигове, Лаврентий - в Турове, Лука - в Белгороде, Ефрем - в Суздале».

Епископ Мина способствовал строительству церквей и монастырей Полотчины, воспитанию в законах добролюбия служителей Господа и верующих. Во время епископства Мины приняла монашеский постриг сама Ефросиния - дочка полоцкого князя Георгия Всеславовича.

Святитель Мина прославляется Православной Церковью как один из первых архипастырей, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению христианства в Беларуси. Земная жизнь епископа Мины закончилась летом 1116 года. В Воскресенской летописи под этим годом имеется запись:

«Того же лета преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20».

Неизвестно, когда был канонизирован Мина, неизвестно также, где - в Полоцке или в Киеве - почивают его останки.

День памяти - 20 июня (по старому стилю) / 3 июля (по новому стилю).

Святитель Дионисий, епископ Полоцкий

Среди сонма святых немного найдется таких, о ком сохранилось столь же мало сведений, как о блаженном Полоцком владыке Дионисии. Мы ничего не знаем ни о времени, ни о месте его рождения и кончины, ни о его происхождении, хиротонии и подвиге, и поэтому все возможные суждения имеют характер предположений. Считается, что он был монахом Киево-Печерской лавры. С благословения Полоцкого владыки Дионисия в свое паломничество на Святую Землю отправилась преподобная Ефросиния Полоцкая. Вероятно, он был инициатором ее церковного прославления. При нем были написаны житие и сложена служба святой Ефросинии. Летописцы свидетельствуют (Ипатьевский список), что епископ Дионисий умер в 1182 году.

Письменные источники и народные предания не донесли до нас сведений ни о духовном делании епископа Дионисия, ни о явленных при его мощах чудотворениях. Но уже то, что память Полоцкого владыки почиталась в народе (хотя мы ничего не знаем о его канонизации) свидетельствуют о неизвестных нам проявлениях благодати Святого Духа на этом благочестивом святителе.

Житие святого Дионисия остается загадкой для большинства богословов. Но достоверно известно, что блаженный владыка Полоцкий Дионисий был одним из величайших православных сподвижников. Богословы расходятся во мнении, когда и где был рожден православный святой, а также когда он отошел ко Господу. Все суждения о житии святого Дионисия Полоцкого носят лишь предположительный характер. По мнению большинства богословов, Полоцкий владыка принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и находился здесь до самой смерти.

Именно по благословению святого Дионисия Полоцкого преподобная Ефросинья Полоцкая отправилась в паломничество в Святую Землю. По всей вероятности, святой Дионисий Полоцкий инициировал церковное прославление преподобной Ефросиньи Полоцкой. На это указывает тот факт, что при жизни святого Дионисия было написано житие святой Ефросиньи и сложена служба преподобной. По свидетельству многих летописцев, составлявших Ипатьевский список, святой Дионисий Полоцкий, который при жизни был награжден саном епископа, отошел ко Господу в 1182 году. Сохранились некоторые народные предания и письменные источники, которые свидетельствуют о том, что святой Дионисий Полоцкий вел жизнь благую, свершил многие чудеса и помогал всем страждущим. Память владыки Полоцкого до сих пор почитается в народе, что свидетельствует о том, что святой Дионисий был благочестив.

Преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая

Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея и дочерью князя Георгия Всеславовича. Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила:

“Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь и жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!”

Девочка твердо решила посвятить свою жизнь Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг по именем Ефросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: “начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся”. Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской.

Примерно в 1128 году , однажды ночью, восхотев отдохнуть после длительного стояния на молитве, преподобная увидела, как “взял ее ангел и повел на то место, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, называемое в народе Сельцом, и показал ей ангел Господень, и рек: Ефросиние! Здесь надлежит тебе быть!”

Уразумев в этом видении волеизъявление Господне, блаженная монахиня, придя утром к епископу, рассказала ему обо всем. Епископ Илия, которому в ту же ночь также было подобное видение, благословил официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители - Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Молодая монахиня вместе с некоей черноризницей, помолившись в Софийской церкви, ночью, не взяв с собой ничего, кроме трех хлебов и нескольких книг, направилась к месту своего нового служения.

Основанный Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, постоенный в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Некоторое время спустя, двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю “все свои вещи золотые и многоценные ризы”, и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. “Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах”.

Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игумения Ефросиния возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Для этой обители и церкви преподобная приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой (впрочем, различные предания и традиции приписывают кисти евангелиста различные иконы Богородицы).

“Видел же царь {константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии”.

В изложении этого события есть некоторые двусмысленности и загадки: читая текст, его можно понять так, что патриарх благославил не “слугу”, а икону; в таком случае это мог быть не оригинал Эфесской Одигитрии, а ее копия. Икона могла быть также не Эфесской, а Царьградской Божией Матери. Об этом говорит обычай носить ее по полоцким церквам каждый вторник, как рассказывается в житии, - то же самое происходило в Константинополе с оригиналом. К сожалению, до сих пор не вполне известна судьба этого образа. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что теперь эта икона известна под названием Ченстоховской.

В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов. Одним из ювелиров, мастером Лазарем Богшей, был сделан знаменитый Крест - со святыми частицами Господними и частицами мощей божьих угодников. Впрочем, здесь еще одна загадка: отсутствие в житии упоминания об изготовленном им кресте ценой 40 гривен (!) можно косвенно объяснить богатым убранством возведенных игуменией храмов: среди других многоцветных произведений этот воздвизальный крест не был чем-то невероятным. Труднее понять, почему автор жития не уделил внимания святыням, сохранившимся в кресте Лазаря!

Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Мудрость преподобной проявлялась и в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам:

“Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!”.

Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет:

“старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меншим любови нелицемерной, мало вещеть, больше же разуметь”.

Ефросиния Полоцкая при решении политических проблем выступала как миротворец, защитница народа.

“Таков бо дар дан был блаженной Ефросинии: если кто спрашивал о чем-либо, она ему отвечала что делать, и кто ее слушал - добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны”.

Незадолго до смерти преподобная Ефросиния отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим, а не водным путем “из варяг в греки”. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной “честь великую”. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь даровал ей вечный покой 23 мая 1173 года.

С личностью святой преподобной Ефросинии тесно связана проблема, возникающая при беседе о католической святой Параскеве-Праскедис. “Хроника Быховца” - памятник белорусского летописания первой четверти XVI века - повествует о князе Рогволде-Василии, который «после себя оставил сына Глеба и дочь Парасковию; и та дочь обещала девство свое сохранить в целости в жизни своей и постриглась в черницы у святого Спаса, в монастыре под Полотою, и жила там семь лет, Богу служа и книги списывая для церкви. А потом собралась в Рим и в Риме проживая, Богу служила прилежно, и жила несколько лет, и освятилась; ее зовут святая Праскедис, а по-русски Парасковия, ей же в Риме костел построили во имя ее святое и там же положили».

Католические ученые выдвигают несколько версий по поводу этой легенды, православные же просто оспаривают достоверность свидетельства.

Приблизительно в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910-ом мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода “Головачев” совершалить торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

13 мая 1922 года по постановлению “народного комиссариата юстиции РСФСР” рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

Ефросиния Полоцкая - одна из первых канонизированных женщин в восточно-славянских землях. Наш народ почитает эту святую как опекуна Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.

vehicle insurance quotes

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской

Святитель Симеон - седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской. Время отстранило от нас многие стороны его жизни. Мы не знаем, когда он родился, чем занимался в юные годы. Известно лишь, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких, получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.

Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение.

Известный российский историк 18 века В.Н. Татищев приводит в третьем томе «Истории Российской» следующие известия о Святителе Дионисии, почерпнутые в одной из древнерусских летописей:

«Был же сей [блаженный Симеон, епископ тверской] добродетелен и учителен, и силен в книгах божественного Писания, князей не стыдился, но говорил слово Христово право и истинно, ни перед кем не отступаясь, всем неправду творящим воспрещая, честен и смышлен весьма, премного же чтил княжеский чин, и нищих, и сирот, и вдовиц жаловал, и за обидимых заступался, и насилуемых избавлял. И был опасен всем неправду творящим, ибо все его боялись и трепетали».

Историческое повествование (Никоновская летопись) сохранило разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который пригласил Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна - городского судью, назначаемого князем - спросил святителя:

«Где будут тиуны на том свете?». Симеон ответил: «Тиун будут там, где и князь». Князю это не понравилось, он спросил: «Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?». Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна - человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно, что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним».

Он призывает сильных мира сего быть добродетельными:

«Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро».

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно, что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар многое обратил в пепел, а еще через шесть лет огненная стихия опять испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойников из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Какой сердечной преданностью и любовью святой Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая...» и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и, скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году.

Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано:

«Положили же тело его в церкви святого Спаса на правой стороне месяца февраля в 3 день, на память святого Симеона богоприимца и Анны пророчицы.

Память его совершается 16 февраля.

Преподобный Арефа Затворник

Арефа Затворник (вторая половина XII века) — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской церковью почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 24 октября.

Родился в Полоцке. Отличался жадностью и скупостью. Но после того как был ограблен и тяжело заболел, покаялся и отрекся от богатства. Будучи монахом Печерского монастыря прпеподобный Арефа совершенно изменил образ жизни: сделался милостив и кроток, раздал свое имущество нищим и провел остаток дней в затворе. Преставился около 1195 г. «Киево-Печерский патерик» 13 века содержит отдельное Слово, посвящённое преподобному Арефе. Приводим его полностью.

Об Арефе - черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье. Слово 22

Был черноризец в том же Печерском монастыре, именем Арефа, родом полочанин. Много богатства имел он в келии своей, и никогда ни одной цаты, ни даже хлеба не подал убогому, и так был скуп и немилосерд, что и сам почти от голода умирал.

И вот однажды ночью пришли воры и украли все богатство его. Арефа же этот так сильно жалел о потере золота, что хотел сам себя погубить, тяжкие обвинения возвел на неповинных и многих ни за что мучил. Мы все молили его прекратить розыск, но он и слушать не хотел. Блаженные же старцы, утешая его, говорили: «Брат! Возложи на господа печаль свою, и он поддержит тебя». Он же досаждал всем жестокими словами.

Через несколько дней впал он в недуг лютый и уже при смерти был, но и тут не унялся от роптания и хулы. Но господь, который всех хочет спасти, показал ему пришествие ангелов и полки бесов, и начал он взывать: «Господи, помилуй! Господи, согрешил я, все твое, и я не жалуюсь». Избавившись же от болезни, рассказал он нам, какое было ему явление. «Когда, - говорил он, - пришли ангелы, то пришли также и бесы, и начали они спорить об украденном богатстве моем, и сказали бесы: «Так как не обрадовался он, но возроптал, то теперь он наш и нам предан». Ангелы же говорили мне:

«О окаянный человек! Если бы ты благодарил бога о своей потере, то вменилось бы тебе это, как Иову. Если кто милостыню творит, - великое это дело пред богом, но творят по своей воле; если же кто за взятое насилием благодарит бога, то это больше милостыни: дьявол, делая это, хочет довести до хулы человека, а он все с благодарением предает господу,- так вот это более милостыни». И вот, когда ангелы сказали мне это, я воскликнул: «Господи, помилуй, господи, прости! Господи, согрешил я! Господи, все твое, а я не жалуюсь». И тотчас бесы исчезли, и ангелы, возрадовавшись, вписали мне в милостыню пропавшее серебро».

Мы же, услышав это, прославили бога, давшего нам знать о сем. Блаженные же те старцы, рассудивши происшедшее, сказали: «Воистину достойно и праведно за все благодарить бога». Мы же, видевши, что Арефа во все дни славил и хвалил бога, удивлялись изменению его ума и нрава: тот, кого прежде никто не мог отговорить от хулы, ныне же все время с Иовом взывает: «Господь дал, господь и взял; как господу угодно, так и будет. Будь благословенно имя господне вовеки!» Если бы не видел он явления ангелов и не слышал их речей, никак не перестал бы он роптать, и мы веровали, что истинно было так. И если бы было не так, то не было бы и старца, о котором сказано в Патерике, что он молился богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли бы у него все, и услышал его бог, и отдал старец разбойникам все, что у него было".

Мы в социальных сетях

Разработка дизайна Narisuemvse.by, разработка сайта 0214.BY